Если понравилась эта страница - нажмите кнопку социальной сети, где Вы зарегистрированы, этим очень поможете проекту.

СТАРОКАЗАЧЬЕ

Свято-Николаевский храм села Троицкое

Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 

СВЯТО-НИКОЛАЕВСКИЙ ХРАМ С. ТРОИЦКОГО – СТАРШИЙ БРАТ СВЯТО-ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ С. СТАРОКАЗАЧЬЕ. Troitskoe 1

Величественный Свято-Николаевский храм, заложенный в начале ХХ столетия из красного кирпича, является украшением села. Троицкого. Строительство храма велось всем селом. Каждая семья то ли зажиточная, то ли убогая, несла на строительство все что могла.

Воздвижение Свято-Николаевского храма было нелегким. Кирпич для строительства изготовляли из глины, которую брали на берегу реки Турунчук. Его сушили и обжигали для кладки.

Церковь построена крестообразно в виде православного креста.

По такому же проекту был построен Свято-Покровский храм в селе Староказачье (ныне Белгород-Днестровского района Одесской области)Troitskoe 2 Troitskoe 3

 9 июля 1908 года в No.159 газеты «Одесский листок» была напечатана статья «Освящение новой Николаевской церкви в с. Троицком».

 В 1908 году крестьянин Леонтий Чебан утвержден старостой Николаевской церкви села Троицкого на первое трехлетие.

 Постепенно формируется и штат церковнослужителей храма.

В 1910 году к Свято-Николаевской церкви был причислен священник Иоанн Васильченко.

Васильченко Иоанн Васильевич в 1889 году окончил Одесскую духовную семинарию по 2 разряду. В сане псаломщика – с 1889 года. В 1890 году определен на место псаломщика в с. Малаешты Тираспольского уезда взамен переведенного в с. Шмитовку Елисаветградского уезда Аркадия Оратовского.

В 1890 году рукоположен в сан священника.

В 1893 году в сане священника села Севериновки Александрийского уезда перемещен на место священника в село Новогеоргиевку того же уезда.

17.12.1897 г. священник с. Новогеоргиевки Александрийского уезда Иоанн Васильченко переведен в с. Брашевановку Тираспольского уезда.В 1904 году резолюцией архиепископа Иустина от 27 декабря награжден скуфьей.

9 июня 1904 года согласно прошению перемещен к Александро-Невской церкви с. Ясски Одесского уезда. Также являлся законоучителем церковно-приходской и земской школ.

21 октября 1910 года священник с. Ясски Иоанн Васильченко согласно прошению перемещен к Николаевской церкви с. Троицкого Одесского уезда.

27 марта 1914 года награжден камилавкой.

18 февраля 1915 г. Васильченко Иоанн Васильев, 47 лет, священник Николаевской церкви с. Троицкого Маякского округа скончался.

 25 ноября 1910 г. и.о. псаломщика Троицкой церкви с. Троицкого Кондрат Панченко перемещен к Николаевской церкви.

 На основании ведомости о количестве земельных угодий по церквам Маякского благочинического округа Одесского уезда Херсонской Епархии на 1911 год Николаевской церкви села Троицкого принадлежало 34 десятины 550 квадратных саженей земли, из них: 33 десятины – пахотной, оставшейся – усадебной.

 В 1911 году в Медико-санитарном отчете по Одесскому уезду появляются первые сведения о рождаемости, смертности и брачности Николаевского прихода села Троицкого:

– родилось 186 душ, из них 97 мужского и 89 женского пола;

– число браков составило 38;

– умерло 95 жителей, из них 50 мужского и 45 женского пола.

 В 1915 году настоятелем Свято-Николаевского храма становится Николай Карпович Коробчанский.

Коробчанский Николай Карпович родился в 1877 году в Екатеринославской губернии в семье псаломщика. Обучался в Екатеринославской духовной семинарии, откуда в 1897 г. был уволен по болезни. С 01.01.1898 г. назначен штатным псаломщиком к Петропавловской церкви г. Гайгула Александровского уезда, а с 20.12.1901 г. определен учителем пения в местной церковно-приходской школе. С 23.04.1903 г. переведен к Рождества-Богородицкой церкви с. Волновахи Мариупольского уезда. В 1904 г. выдержал экзамен на звание учителя пения. В сан диакона возведен 12.02.1906 г. и определен на должность псаломщика к Екатеринославскому кафедральному собору. С 25.10.1906 г. переведен диаконом к Рождества-Богородицкому храму г. Мариуполя. С 28.10.1906 по 25.02.1907 г. служил законоучителем во 2-й Мариупольской церковно-приходской школе.

В Херсонскую епархию принят с 24.02.1907 г. и был назначен 3-м диаконом к Одесскому кафедральному Спасо-Преображенскому собору. В сан священника рукоположен 08.03.1915 г. в том же соборе, а с 23.02.1915 г. был определен к Николаевской церкви с. Троицкого Одесского уезда.

В 1915 году председателем Церковно-приходского попечительства при Николаевской церкви с. Троицкого Одесского уезда избран Евдоким Проскурин, членами попечительства крестьяне: Феодор Талмазан, Феодор Моисеев, Константин Тоня, Гавриил Полещук, Иоанн Деревлев, Митрофан Проскурин, Тимофей Пирогов, Никифор Толмазан, Иоанн Нипомнящий, Феодор Мырза, Феодор Власов, Митрофан Маковецкий, Григорий Попов и Ефрем Кирияченко.

8 октября 1917 г. клирошанин Крестовой церкви Одесского Архиерейского дома Никанор Бондарь по прошению и избранию прихожан определен исправляющим должность псаломщика к Николаевской церкви с. Троицкого Одесского уезда.

В 1918 году состоялся крестный ход с Касперовской чудотворной иконой Божьей Матери. 22-го сентября побывала она и в Свято-Николаевском храме села Троицкого.

Но недолго красовался нововыстроенный храм.

Неурожаи 1921 года ухудшили экономическое положение в Одесской губернии. В особенно тяжелом положении оказались Одесский и Тираспольский уезды, где погибли озимые и яровые хлеба.

    В связи с неурожаем на Одесщине в декабре 1921 года III губернская конференция обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой оказать помощь голодающим уездам Одесской губернии.

Для закупки хлеба были изъяты ценности церквей и монастырей.

Согласно ведомости об изъятии церковных ценностей в Одесском уезде 28.04 – 29.05.1922 г.

В присутствии

От духовенства: Машкевич и Бондарь.

От верующих: Котарев, Чебан, Пирогов.

Из Николаевской церкви села Троицкое изъято:

По 1: евангелие, потир, звездица, лжица, ковшик, дискос;

2 блюдца, 2 ручных креста, 5 лампад.

В годы коллективизации поднялась волна разрушений всего святого. Не прошла она и мимо Свято-Николаевского храма. Полностью его не смогли разрушить. Сняты были только купола и кресты.  Troitskoe 4

 на фото: Духовой оркестр села Троицкое у Свято-Николаевского храма,

2 мая 1938 год.

(при входе в храм вместо иконы расположена красная звезда)

 Во времена румыно-фашистской оккупации все же таки в храме правили службу.

После Великой Отечественной войны Николаевская церковь вновь была открыта для прихожан.

На 1 января 1961 года настоятелем Николаевской церкви села Троицкого Беляевского района, являлся Гомон Викентий Петрович, родившийся 13 декабря 1927 года в с. Оржевск, Клеванского района, Ровненской области. По национальности – украинец. Последняя заслуженная церковная награда – камилавка.

 Со временем храм был опять закрыт и переоборудован на зернохранилище.

Troitskoe 5

 На фото: Свадьба на фоне Николаевской церкви без куполов и 

с разрушенной колокольней. 1965 год.

На 1 января 1964 года село Троицкое обслуживал настоятель Александро-Невской церкви села Ясски – Медий Николай Александрович, родившийся 10 сентября 1890 года в селе Никорены в Молдавии. Последней наградой, которой обладал священнослужитель на это время, являлась – митра.

Умер митрофорный протоиерей Николай Медий 21 ноября 1964 года на 72 году жизни.

 Настоятелем на 1 января 1965 года стал украинец, сын крестьянина, родившейся 9 февраля 1933 года на хуторе Поменки, Мостовского района, Одесской области – Загородний Петр Никитич.

За годы своего служения Петр Никитич Загородний остался в памяти многих людей.

Из воспоминаний российского художника, представителя школы Московского концептуализма Сергея Ануфриева:

 О своих импринтах могу сказать, что самым первым и ярким из них было крещение.

Детство мое проходило в Одессе 60-ых. Прабабушка моя с прадедушкой (бывшим регентом церковного хора и скрипачом) жили под Одессой, на Днестре, в деревне Троицкое, простой заповедной православной жизнью, в лучших авраамических традициях. Церковь сельскую закрыли, но рядом, в селе Яськи, церковь еще работала, и служил в ней отец Петр – похожий на цыгана, высокий, костистый, чернокудрый, суровый лицом, но со страстными черными очами.

Его длинная, прямая фигура в черной рясе, смоляные кудри, усы и борода и жгучий взгляд - не могли не запечатлеться в памяти.

Летним днем 69 года (мне еще не было 5-ти лет), большая компания, состоящая из моей семьи и наших друзей, отправилась на автобусе в Троицкое. Крестным моим был Виктор Маринюк, один из классиков совр. украинской живописи.

Крестной была Ася Межберг, жена художника Люсьена Межберга, скрипачка, ученица Ойстраха, впоследствии возглавившая Нью-Йоркский симфонический оркестр, а потом создавшая свой собственный оркестр. Крещение, во избежание огласки, что могло повредить моим родителям на службе, совершалось не в храме, а в доме батюшки, где одна комната была оборудована под крестильню. Стены были увешаны иконами, на дощатом полу стояла купель и цинковые ведра с горячей и холодной водой. Зная из сказок о живой и мертвой воде, я был полностью уверен, что в ведрах находится именно живая и мертвая вода, причем горячая, с паром, казалось живой, а холодная колодезная - мертвой.

Из этих ведер поочередно лили воду в купель, и эти процедуры запомнились даже сильнее, ярче, чем погружение под воду…

И эта внетелесная трансформация сделала эти цинковые ведра с живой и мертвой водой центральной, стержневой основой Парамена крещения, отодвинув на второй план остальные части магического ритуала, в том числе и последующее причастие. Тогда я еще не понимал таинство претворения плоти и крови. Но таинство претворения жизни и смерти прочно вошло в меня с горячей и холодной водой купели.

 Уже в 1970-ые годы община села начала ходатайствовать о необходимости открытия и обновление Свято-Николаевского храма. Общественное движение возглавила тогда человек высокой христианской нравственности, большой патриот села, врач – Ольга Ивановна Шматова. Целью общины было отворить двери священного храма для всех верующих, наполнив души людей любовью и милосердием, опираясь на Божественное благословение. Нелегко было активистам села в достижении своей цели, но они не отступились и отстояли свое убеждение в потребности возрождения храма. 

 26 сентября 1988 года в День памяти освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме Свято-Николаевская церковь снова открыла двери своим прихожанам. Первым настоятелем вновь открытого в селе храма стал Архимандрит Антоний.

Архимандрит Антоний (Темников Алексей Никифорович) родился 24 января 1930 года в х. Верхне-Дубовой, Тарасовского района, Ростовской области. По национальности – русский. Окончил духовную академию. С 8 марта 1956 года – в чине диакона, с 9 марта 1959 года – священника. В 1985 году был награжден Орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. С 1988 года носит сан архимандрита.

 Жителями села в храм были возвращены старинные иконы, которые были спасены в период его закрытия. Также восстановлена звонарня, в которой находится 4 колокола, самый большой весом в 1 т 50 кг. Во время закрытия храма все колокола были сброшены. Один уцелевший колокол был закопан на территории храма. Позже он был выкопан жителями села и возвращен на свое прежнее место.

Новый иконостас был сделан по подобию иконостаса одесского Свято-Успенского мужского монастыря и расписан одесскими художниками-иконописцами. 

Troitskoe 6 

 на фото: иконостас и вход в алтарь.

 Снова люди жертвовали на свой храм. Одним из прихожан были подарены подсвечники и паникадило, которые осветляют храм и делают его еще более величественным. Так же им была подарена лично настоятелю церкви икона, привезенная с Иерусалима, с изображением матери Божьей и Иисуса Христа, и крест с распятием, которые настоятель передал в храм, чтобы прихожане могли прикоснуться к этим святыням. Troitskoe 7 Troitskoe 8

на фото: крест с распятием и икона, привезенная с Иерусалима.

 Много сил, труда и душу вложил в Свято-Николаевский храм, уважаемый всеми жителями села, человек глубокой морали и нравственности, настоятель протоиерей Иван Дикун.

Troitskoe 9

Родился он в п.г.т. Среднее Ужгородского района Закарпатской области. 15 октября 1991 года, окончив первый курс Одесской духовной семинарии, отец Иван приехал в село Троицкое, чтобы нести слово Божье в души людей. Жителям сразу пришел по сердцу скромный, добрый, отзывчивый человек, который несет одухотворенность, успокоение и миролюбие. Он всегда примет, выслушает и даст совет любому, кто нуждается в поддержке и помощи. Этот человек излучает свет, тепло и веру, так нужную людям особенно в наше время.

 На сегодняшний день согласно данным Управления Охраны Объектов Культурного Наследия Одесской Областной Государственной Администрации Свято-Николаевский храм села Троицкого входит в список культовых сооружений-памятников архитектуры и градостроительства местного значения, расположенных на территории Беляевского района Одесской области.

Его звоны будят добро в душах людей, призывая к милосердию, любви и добропорядочности. 

Забиянов Е. В.,

руководитель краеведческого отдела

Троицкой сельской библиотеки №2

Беляевской ЦБС,

село Троицкое, Беляевский район, Одесская область, Украина.

  

Литература и источники:

Розвиток православ’я на Півдні України кінець XVIII – початок ХХ ст.: (на матеріалах Херсонської губернії та Південної Бессарабії): бібліогр. покажчик / ОНУ ім. І. І. Мечникова; автор.-упорядн.: В. В. Самодурова, Н. М. Діанова, В. С. Кочмар; наук. ред. та автор вступ. ст. Н. М. Діанова; відп. ред. М. О. Подрезова. – Одеса: Астропринт, 2010. – 440 с.: іл..

Ануфриев Сергей. «Импринт». // Журнал ART UKRAINE, 2011. - 22 Марта. - 

Ведомость о количестве земельных угодий по церквям Маякского благочиннического округа, Одесского уезда, Херсонской епархии. // ГАОО. Ф. 37, о. 2 б, д. 6847. л. 131 – 132.

Духовенство Одессы. 1794 – 1925. / авт.-сост.: В.А. Михальченко; ред.: Е. А. Каменева.– Одесса: издательство «ТЭС», 2012. – 559 с.: ил., портр.

История Свято-Покровского храма села Староказачье  http://starokozache.odessa.ua/свято-покровский-храм/история-свято-покровского-храма

Отчет Одесской уездной земской управы за 1911 год. - Одесса: Типография общества «Русская Речь», 1912. – 973 с. разд. паг.

Памятная книжка Херсонской Губернии на 1911 год. / Составлена Херсонским Губернаторским Правлением под редакцией Советника Губ. Прав. А. А. Золотарева. – Херсон: Типография Херсонского Губернского правления, 1911. – Первая часть. - ХLII, 260, 341 с., [1] л. табл.

Справочная книга Херсонской епархии. Издание Херсонской Духовной Консистории. -  Одесса: Типография Е. И. Фесенко, 1906. - 757 с.

Автор статьи выражает благодарность за предоставленные сведения о биографиях священнослужителей Михальченко В. А. и Чилею А. П.

Добавить комментарий

Главное: сначала идут последние сообщения!!!
Раздел комментариев. Просто нажимаете мышкой на окошко ввода комментария, появляется курсор (это такая мигающая палочка) и излагаете свои мысли. Вверху окошка смайлики, их можно вставить в текст, чем подчеркнуть интонацию написанного. Нажимаете "Отправить" - Ваш комментарий появляется чуть выше, в списке комментариев. Поверьте, нам действительно важно Ваше мнение. Просьба только быть корректным. Опять плюсик, если Вы зарегистрированный пользователь: чуть выше окошка ввода комментария будет надпись "Подписаться на уведомления о новых комментариях". Если нажать её, то на Вашу электронную почту будут приходить письма в случае появления новых комментариев на этой странице. То есть Вы сразу узнаете, что Вам кто-то ответил.

Additional information

Сейчас 215 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте