Если понравилась эта страница - нажмите кнопку социальной сети, где Вы зарегистрированы, этим очень поможете проекту.

Иконостас Свято-Покровского храма

Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

 

Иконостас Свято-Покровского храма.

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ РЕСТАВРАЦИЯ СВЯТО-ПОКРОВСОГО ХРАМА с. СТАРОКАЗАЧЬЕ. ДЛЯ ИКОНОСТАСА ПИШУТСЯ ИКОНЫ В ЧИСЛЕ БОЛЕЕ СОРОКА. ПРОСИМ ВСЕХ, КОМУ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНА СУДЬБА ХРАМА, ВНЕСТИ СВОЮ ЛЕПТУ В ВОССОЗДАНИЕ ДОМА БОЖИЯ. ГОСПОДЬ ДА ВОЗДАСТ ВАМ СТОРИЦЕЙ. РЕКВИЗИТЫ ХРАМА : Р/С 26006376070001 ЮЖНЕ ГРУ ПАТ КБ "ПРИВАТБАНК" МФО 328704 ПРАВОСЛАВНА ПАРАФІЯ СВЯТО-ПОКРОВСЬКОЇ ЦЕРКВИ. КОД ЄДРПОУ 20989482 . ТЕЛ. 048-700-31-96. А ТАК ЖЕ НАЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА МОГУТ БЫТЬ ПРИНЯТЫ И ВНЕСЕНЫ В КНИГУ ПОЖЕРТВОВАНИЙ ХРАМА.

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ, ПРИХОДСКОЙ СОВЕТ СВЯТО-ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ.

Вот такой был иконостас в Свято-Покровском храме до 1962 года.

Hram 1955 ikonostas

Краткая история возникновения и значение иконостаса в Православии.

Иконостас (с греческого: «место, где стоят иконы»), представляет собой характерное достижение православной культуры и является неотъемлемым элементом храмового строительства. Иконостас - нескольких рядов упорядоченно размещенных икон, и обладает множеством функций и смыслов. Это - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. Отделяя алтарь от наоса, где собираются прихожане, он символизирует границу, которая разделяет божественный «горний» и «дольний» миры, выражает идею таинства и подчеркивает значение алтарной части по отношению к остальному пространству храма. Иконостас являет собой эпицентр внутреннего убранства храма, где сосредоточены все основные иконы. Кроме того, это — своеобразная иллюстрация богослужения, повествующая прихожанам о целях, истории и структуре христианской церкви.

Традиция возведения алтарной преграды восходит к временам зарождения христианства, но композиция и структура «высокого» православного иконостаса сложились в процессе развития русского храмового строительства на рубеже XIV – XV веков. В отличие от византийских прообразов, созданных на манер колоннады, русский иконостас заполнен рядами икон и представляет сплошную преграду во всю ширину храма.

Первый известный многоярусный иконостас был создан для Успенского собора Владимира в 1408 году (или в 1410-11 гг.[6]). Его создание связывается с росписью Успенского собора Даниилом Черным и Андреем Рублевым.

Каждый иконостас уникален и отличается от остальных как по количеству и размеру икон, так и по стилистике и по технике исполнения. При этом взаимное расположение основных элементов строго закономерно и регламентировано каноном. В классическом «высоком» иконостасе, структура которого сформировалась в течение XV – XVI веков, иконы располагались по четырем основным рядам. Таково решение иконостаса, который был возведен в Успенском соборе Владимира около 1408 года при участии мастерской знаменитых иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева. Иконостас заполнял три проема алтарных апсид и состоял, как считается, из пятидесяти или более икон, включая огромный по тем временам деисусный ряд. Ниже располагались иконы местного чина, которые не сохранились до наших дней, выше — иконы с изображениями праздников и пророков.

Композиция, реализованная во владимирском соборе, встречается во многих храмах и считается канонической. В последующие века облик иконостаса менялся, он становился сложнее, а количество рядов увеличилось до семи. Тем не менее, именно это четырехчастное исполнение стало в основе традиции русского иконостаса, которая сохраняется по сегодняшний день.

Иконография местного чина, расположенного на первом ярусе, строится вокруг росписи «царских» врат, на створках которых традиционно изображается Благовещение и фигуры евангелистов либо святителей. По сторонам от прохода находятся парные изображения Богоматери и Спасителя, которые изредка заменяются иконами господских и богородичных праздников. Справа от лика Христа располагается храмовая икона, которая представляет событие либо святого, в честь которого освящен храм. Створки дьяконских врат украшаются изображениями архангелов, архидиаконов, первосвященников или ветхозаветных пророков. За исключением икон Богоматери и Христа, наличие которых обязательно, состав местного ряда различается и по сюжету, и по размерам. Как правило, он образован иконами местночтимых святых. Реже встречаются аллегорические композиции, изображения праздников или сцен из библейской жизни. Количество икон ограничено шириной алтаря и составляет от трех до двадцати и более единиц.

Следующий ярус иконостаса занимают иконы Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, а также апостолов и святых, составляющие деисусный ряд. Первые три представляют трехчастную композицию — деисус, которая располагается в центре и выступает символической доминантой иконостаса в целом. Иконография деисуса определена строгим каноном. Спаситель изображается в образе Вседержителя или Спаса в силах. Слева находятся изображение Богоматери, которая пишется обращенной к фигуре Христа, а также иконы архангела Михаила и апостола Павла, которые хоть и не входят в состав деисуса, однако являются неизменными элементами данного чина. Изображения Иоанна Крестителя, апостола Петра и архангела Гавриила находятся, соответственно, справа. Иконография и взаимное положение остальных образов, включая иконы оставшихся десяти апостолов, которые составляют особый «апостольский деисус», допускает различные вариации.

Праздничный чин, расположенный третьим ярусом, представляет иконы господских и богородичных праздников, а также другие события из евангельской истории, включая такие сюжеты как воскрешение Лазаря, Тайная вечеря и воздвижение Креста.

Выше располагается пророческий ряд, который включает в себя иконы ветхозаветных пророков: Ильи, Гедеона, Захария, Соломона, Давида и многих других. Согласно канонам православной иконографии, пророки изображаются со свитками изречений и символами пророчеств.

В сочетании основных рядов православный иконостас выражает практически все основные ступени в истории и иерархии православной церкви. Деисус представляет Христа во Славе и перекликается с иконографией Страшного суда. Пророческий ряд отсылает к ветхозаветной истории. Праздничный чин свидетельствует основные события жизни Иисуса Христа. Символика местного ряда, который играет особую роль в процессе богослужения, может рассматриваться в контексте идеи воссоединения божественного и земного, движения к спасению через молитву и церковь.

Пятый, праотеческий, ряд, который вошел в композицию православных иконостасов с начала XVI столетия, содержит изображения праотцев и представляет древнейшую, высшую иерархию христианской божественной сущности. Здесь располагаются изображения ветхозаветных пророков и первых людей, включая иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама. В центре, над царскими вратами и изображением Христа, традиционно располагают икону, связанную с образом Бога Отца — «Троицу» или «Отечество».

Высшая точка развития русского иконостаса приходится на период XVI - XVII веков. К этому времени относятся выдающиеся произведения храмового искусства, включая иконостасы Успенского и Архангельского соборов в Москве. С ростом количества и размеров икон структура иконостаса менялась. Праздничный ряд, образованный группой икон с более мелким и сложным изображением, начали размещать ближе к зрителю, сразу над местным. Кроме того, появилось и несколько новых рядов. Это страстные чины, повествующие об истории смерти Христа и мучениях апостолов, а также особый «пядничный чин», составленный из небольших домовых икон, оставленных у алтаря прихожанами.

Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. За завесой находился Ковчег завета со скрижалями 10 заповедей. Только раз в году, в день очищения первосвященник входил во Святое святых с жертвенной кровью козла и тельца(Лев:16), прося у Бога очистить грехи народа. Деление христианского храма на алтарь, наос и притвор повторяет устройство ветхозаветного храма. Однако теперь алтарь — место совершения Евхаристии — стал доступен для человека.

В последующие века иконостас претерпел существенные изменения. Синодальный период ознаменовался стремлением к эстетической организации храмового пространства, что, в ряде случаев, шло вразрез и с традицией и с каноном, но не мешало созданию выдающихся произведений, которые обозначили следующую страницу в истории православного иконостаса.

Сегодняшний вид иконостаса Свято-Покровского храма.

hram ikonostas 2

Ограмное спасибо сайтам Мир икон (mirikon.org) и Википедии (ru.wikipedia.org).

По мере поступления средств и создания икон будет выставляться отчет о проделанной работе.

Предполагается публикация на этом сайте имен прихожан принимающих участие в восстановлении иконостаса, икон и Свято-Покровского храма в селе Староказачье.

 

Комментарии   

 
0 #2 Администратор 06.04.2015 11:16
Цитирую Вячеслав:
Странно. Прочел всё о храме и ничего не нашел о своём деде - Ткаченко Петре Антоновиче (1911-1999). Жил по ул. К.Маркса,5. Он, в т.ч. был кузнецом и отковал для храма немало. Если не ошибаюсь, то, например, большие подсвечники.

Прошу прощения, но информации по Вашему деду мне найти не удалось - прошло много лет. Если пришлетё очерк о нем, фотографии, документы - буду рад выложить на сайте.
Цитировать
 
 
0 #1 Вячеслав 04.04.2015 09:50
Странно. Прочел всё о храме и ничего не нашел о своём деде - Ткаченко Петре Антоновиче (1911-1999). Жил по ул. К.Маркса,5. Он, в т.ч. был кузнецом и отковал для храма немало. Если не ошибаюсь, то, например, большие подсвечники.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Главное: сначала идут последние сообщения!!!
Раздел комментариев. Просто нажимаете мышкой на окошко ввода комментария, появляется курсор (это такая мигающая палочка) и излагаете свои мысли. Вверху окошка смайлики, их можно вставить в текст, чем подчеркнуть интонацию написанного. Нажимаете "Отправить" - Ваш комментарий появляется чуть выше, в списке комментариев. Поверьте, нам действительно важно Ваше мнение. Просьба только быть корректным. Опять плюсик, если Вы зарегистрированный пользователь: чуть выше окошка ввода комментария будет надпись "Подписаться на уведомления о новых комментариях". Если нажать её, то на Вашу электронную почту будут приходить письма в случае появления новых комментариев на этой странице. То есть Вы сразу узнаете, что Вам кто-то ответил.

Additional information