Если понравилась эта страница - нажмите кнопку социальной сети, где Вы зарегистрированы, этим очень поможете проекту.

Ойконимы села Староказачье

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

2. Ойконимы

Ойконимы - собственное имя любого поселения, города, поселка городского типа или дачного поселка, села, улицы, отдельного двора и т.д. (1)

Самым большим ойконимом является наше село Староказачье, возникшее на берегах реки Алкалии в апреле 1827 году.

Starokazache obschie 086

Его название происходит из названия статуса людей, которые пришли и заселили эту территорию, а именно Задунайского казаков. Так как казачество было отменено на территории Украины формально, а неформально было еще на территории Задунайской сечи, то этих казаков назвали «старымы», то есть, так же как старообрядцев. Такое субъективное происхождение названия села происходит из уст старожилов, и более логического и правильного варианта мной не было найдено. Село было основано выходцами из сел Акмангит (современное село Белолесье Татарбунарского района) и Дракуле (современное село Трудовое Килийского района).

Сначала здесь проживало 7 казацких семей и 25 бурлаков (2). Балка, которую они начали осваивать, носила название «Импуцит», что в переводе с молдавского означает «испорченный», «вонючий». (3) Это объясняется тем, что в долине реки было много источников, которые были богаты сероводородом. Село, благодаря своему выгодному географическому положению, очень быстро росло. До 1944 года поселение называлось «станица Староказачье». В этом году село отметило свою 185 годовщину, сейчас в нем проживает около 5 тысяч жителей. 

Как и в обычном селе, так и в нашем есть улицы, названия которых самые, и некоторые из них даже имеют историю происхождения. Всего в селе насчитывается 23 улицы, некоторые из них были основаны давно и не имели названий.  

В этом году сессия Староказацкого сельского совета утвердила флаг села, где размещены именно 23 звезд по числу улиц. Названия улиц менялись со временем, в зависимости от эпох. Улицы на картах 19 века - четко видно две улицы вдоль реки Алкалии и левого притока. В период румынской оккупации нынешняя улица Ленина носила название «Штефан чел Маре», а улица Комсомольская была названа в честь короля Румынии Михая (Записано со слов Звягинцевой Т. Д. и Швачки Н. Г.) 

Происхождение самых молодых улиц таково:

- улица Садовая - короткая и самая, была основана на пустыре в восточной части села;

- улица Малиновского была застроена в восьмидесятых годах прошлого века работниками нового племптицесовхоза «Старокозацький»;

- улица Журавлева - является самой оригинальной, так как на ней зарегистрирован лишь один дом - это завод «Буджак», который перерабатывает помидоры. Завода необходима была юридический адрес и таким образом возникла эта улица;

- улица Советская после войны носила название «Сталина»;

    В каждом селе и городе есть названия, которые вообще есть в каждом поселении. Такие давали в советские времена, и они были распространены по всему союзу. Но есть и те названия, которые присущи только тому или иному поселению, деревне, городу. Во время своего исследования я столкнулся только с одним таким названием, а именно улицы Братьев Ивановых. Эта улица названа в честь односельчан, погибших в период Второй Мировой войны.    

Также одним из крупнейших ойконимов нашего села является Свято-Покровский собор. Издавна казаки считали своим оберегом Покровительницу Матерь Божью, поэтому в таком, как наше, казацком селе, было дано церкви такое название. Первую церковь в селе казаки построили у реки Алкалии там, где находится сырзавод. Новая церковь имеет очень интересную историю своего строительства. Каждый, кто приезжает в Староказачье, поражает прекрасное здание из красного кирпича в центре села. Это Свято-Покровский храм, гордость и украшение села, место, куда люди идут со своими горестями и радостями.    Странное по красоте сооружение храма имеет долгую и непростую историю. Храм пережил много бурных исторических событий, но, несмотря на все, он выстоял, выдержал и снова стал центром духовной жизни села.    Усилиями сельской общины во главе архимандритом Антонием и при материальной поддержке жителей окружающих сел снаружи Свято-Покровский храм удалось реставрировать в том виде, в котором он был построен. Но великолепные фрески внутри храма сильно пострадали и ждут своей очереди на реставрацию.

Свято-Покровский храм стал визитной карточкой села Староказачье. Он играет значительную роль в культурно-образовательном развитии села.    Начали строить храм примерно в 1908 году, еще во времена царствования Николая II. Было заказано проект храма. По такому проекту было построено три храма: в Молдавии в селе Олонешты, в селе Троицкое, а также в селе Староказачье. Кирпич привозили на баржах до села Красная Коса, а оттуда на подводах к месту строительства. Но в 1914 году началась Первая Мировая война. На несколько лет строительство было прекращено, ввиду исторических события и банальной нехватки средств. Во время строительства дважды разрушались своды храма, приходилось начинать снова.   Февральская революция 1917 года, затем Октябрьская этого же года, смена власти, распределение земель и полный хаос. Возобновили строительство храма только в 1929 году. Денег для строительства не было. Начали собирать деньги у жителей села Староказачье и соседних сел. Жители села помогали своими пожертвованиями (сдавали зерно, средства и т.д.) и своим трудом.   Расписывали храм художники из Греции и местные жители - отец с сыном Химочка (Химочка Иван Саввович, Химочка Иван Иванович).   Новый храм был построен по типу собора, он имеет форму креста. Колокольня изначально была намного выше, чем та, которую мы сейчас можем видеть. Кресты тоже были больше нынешних, в ясную погоду крест из Староказацкого колокольни можно было видеть с холма, где расположено село Маяки. Для установки колоколов были приглашены цирковые атлеты-борцы, во главе с известным атлетом Заикиным, которые как раз были на гастролях в Кишиневе. 14 октября 1937 храм был освящен во имя Покрова Божьей Матери. 25 июля 1962 Свято-Покровский храм села Староказачье был закрыт и снят с регистрации. Его имущество было передано в Свято-Покровский храм села Русская Ивановка.   5 июля 1983 согласно решению Одесского облисполкома храм признан памятником архитектуры местного значения.

На конец 80-х годов в селе назрела проблема восстановления разрушенного храма. Одесская епархия прислала в село архимандрита Антония - Алексея Никифоровича Темникова - человека с высшим духовным и одновременно техническим образованием.    

28 марта 1989 архимандрит Антоний освятил Покровский храм. С этого дня храм начали восстанавливать и он начал параллельно работать. Отец Антоний был человеком одухотворенный и настойчивый. Он одновременно был священником, архитектором, инженером, водителем, рабочим и верхолазом. Все эти профессии он выполнял самоотверженно и добросовестно, вдохновляя своим энтузиазмом и верой в дело, которое делал, жителей села.    

При входе в храм член Союза художников Украины Химочка Семен Иванович, сын умершего Химочка Ивана Ивановича реставрировал иконы апостолов Петра и Павла.   На восточном фасаде храма реставрировали иконы Иоакима и Анны - родителей Девы Марии. Это был дар селу местного художника Михальченко В.И.

27 декабря 1991 Староказацкая община была официально зарегистрирована. 14 октября 1997 отца Антония перевели на преподавательскую работу в Духовой семинарии. На должность священника Покровского храма был назначен иерей Виктор Диаковский. Несмотря на молодость, он сразу зарекомендовал себя с положительной стороны и заслужил уважение прихожан нашего села. Увеличилось число людей, которые начали ходить в церковь.   Для каждого он всегда найдет нужное слово и дельный совет. Было доведено до конца сооружение арки при входе на территорию храма. Его усилиями в храме был поставлен новый иконостас. Также Отец Виктор организовал сбор средств на большое паникадило, которое было приобретено на пожертвования жителей села.    В 2010 году по инициативе отца Виктора были собраны средства, и иконостас был покрыт позолотой. Но и сегодня остается очень большая проблема - реставрация внутренней росписи храма. И хочется верить, что в обозримом будущем она будет решена, и стены Свято - Покровского храма вновь засияют разными красками, и будут смотреть из них на прихожан образы святых. (Записано со слов церковного старосты Ластовецкого)

В древности село Староказачье разделялось на отдельные районы, которые состояли из территорий и улиц. Каждый район имел свое название. Название, как правило, происходило ввиду некоторых причин. Четко улиц, как таковых изначально не было.   

Karta oikonimov

Основными районами были:

• Голопузивка –

1) улица Карла-Маркса;

2) улица Кирова;

3) улица Буденного.

Название этого района происходит от высокой плотности населения данной территории и их жителей. Люди, которые жили на этой территории, были бедны и находились друг от друга на большом расстоянии

• Новый план –

1) улица Комсомольская;

2) улица Водопьянова.

Название дано этом историческом района за то, что на его территории проживали более развитые и молодые слои населения. Во время румынской оккупации под застройку выделяли небольшие участки (планы)

• Причипиливка –

1) улица Крупская (южная часть);

2) улица Октябрьская (южная часть);

3) улица Энгельса (южная часть);

4) улица Советская (северная часть);

5) улица Малиновского;

6) улица Садовая.

Название этой значительной территории была дана нашими предками, потому что она заселялись переселенцами из других сел, районов и областей

• Бугаевка –

1) улица Шевченко;                                

2) улица Первомайская.

Способ усовершенствования вспашки и обработки земли с помощью животных, а именно быков, в большей части способствовало образованию названия этого района.

Люди на этой территории, очевидно, первые в селе опробовали этот способ обработки. Существовало название «Бикоза»

• Молдованка –

1) улица Карла-Маркса (северная часть);

2) улица Пионерская (северная часть).

Молдаванка, происхождение этого района подчеркивает наличие жителей страны Молдовы, которые селились на этой территории.

• Китай –

1) улица Котовского;                                

2) улица Чкалова;                                

3) улица Чапаева.

Название происходит от заселения этого района. Так как первые жители села селились на берегу реки, то большая плотность населения этого участка дало такое название. Их дома были расположены близко друг к другу

• Гончаровка - северная часть улица Энгельса

Название данного микрорайона происходит от местных жителей, которые ранее занимались гончарным делом. Он состоял всего из 5-ти дворов. Его основали выходцы из села Казацкое, которые туда приехали в 19 веке.

• Середина –

1) улица Советская (южная часть)                            

2) улица Буденного (северная часть)                            

3) улица Горького                            

4) улица Ленина (северная часть)                            

5) улица Пушкина (северная часть)

Название исторического района совпадает с географическим центром села.

• Куба –

1) улица Кирова (южная часть)                           

2) улица Пушкина (южная часть)                           

3) улица Шевченко (южная часть)

Относительно новое название микрорайона была дана за то, что здесь проживает большое количество представителей цыганской нации.

• Край - северная часть улица Ленина. 

Люди шли на работу в колхоз и говорили: «иду на край», «был на краю».

• высылка - середина улица Первомайская. 

Название объясняется тем, что сюда выселяли воров, бывших каторжан и других.

• Пятачок - угол улиц Горького и Ленина, где часто назначают место встречи жители села, едут на работу, тут же находится автостанция.       

Недалеко от села, в западном направлении, находится большой ойконим - «Аэродром». Это большая ровная массив, где раньше приземлялись самолеты скорой помощи.

«Попова дача» - земельный массив на западе, на самом краю территории, относящейся к Староказачьему, на границе с территориями Крутояровки и Новой Царичанки. Этот земельный массив, до Советской власти, был приписан к Староказацкой церкви – откуда и название.

На территории нашего села находится старое кладбище, который называется «Еврейское». Это объясняется тем, что в селе раньше проживало много евреев. Название произошло от этнической группы - евреи, которые ранее проживали здесь в таком достаточном количестве, что создали отдельное кладбище. Это кладбище находится южнее действующего. Сегодня кладбище не используется, но местное население его сохраняет. Ходят легенды, что там спрятан клад, на который наложено проклятие. (Записано со слов Бурдюжы А.Т.)     

На православном кладбище есть тоннель «Паскулазы», который имеет систему разветвлений, был построен первым священником Василием Паскулаза. Во время отступления оккупантов в 1944 году в этом хранилище было сохранено Евангелие, которое было подарено церкви румынской королевой во время ее открытия. По легенде в склепах в начале ХХ столетия прятался легендарный Григорий Иванович Котовский.      

Вокруг села расположено почти 7 тысяч гектар земель, которые разделены на отдельные части лесополосами, вдоль которых грунтовые дороги. И отдельные поля и дороги имеют названия, некоторые из них мне удалось исследовать. Например, дорога «Лёсина аллея» - названа в честь Лозовского Алексея Григорьевича, причастного к насаждениям вдоль неё.

Земельные участки СПК «Вольное казачество» разделены для севооборота на поля от № 1 до № 52.     

Ойконим «Земская школа» сохранился с 1912 года. Тогда эта школа была построена на средства местных жителей. Сегодня здесь учатся ученики младших классов нашей школы. 

Ойконимы лучше, чем другие географические топонимы мной исследованы, так как они находятся в пределах села и передаются от поколения к поколению. В перспективе будут исследованы улицы и отдельные их участки. Для жителей села, они оказались интересными. Ойконимы мной исследовались: от крупнейшего (село) - до наименьшего (отдельный объект).
 

1. Амброз Ю.А. «Большие топонимы города Одессы». Краеведческий вестник № 1. Одесса 2004. Ст.3

2. История городов и сел Украины. Одесская область. Киев 19 в.

3. Мочона Г. И. Утраченные топонимы населенных пунктов Одесской области. Краеведческий вестник № 1 ст.22. Одесса 2004    

   Введение

2 Гидронимы

3 Оронимы

4 Дендронимы

   Выводы

 

Комментарии   

 
0 #2 Guest 30.03.2013 09:30
Цитирую саша:
Я, когда шёл на работу в колхоз, дед с последней хаты по правую сторону по ул.Ленина спрашивал . Ну что пошёл на дело? конец 80х. вот так.

А деда кликуха была Ларик, "костоломом" известный. Я его помню.
Цитировать
 
 
+1 #1 саша 29.03.2013 17:39
Я, когда шёл на работу в колхоз, дед с последней хаты по правую сторону по ул.Ленина спрашивал . Ну что пошёл на дело? конец 80х. вот так.
Цитировать
 

Добавить комментарий

Главное: сначала идут последние сообщения!!!
Раздел комментариев. Просто нажимаете мышкой на окошко ввода комментария, появляется курсор (это такая мигающая палочка) и излагаете свои мысли. Вверху окошка смайлики, их можно вставить в текст, чем подчеркнуть интонацию написанного. Нажимаете "Отправить" - Ваш комментарий появляется чуть выше, в списке комментариев. Поверьте, нам действительно важно Ваше мнение. Просьба только быть корректным. Опять плюсик, если Вы зарегистрированный пользователь: чуть выше окошка ввода комментария будет надпись "Подписаться на уведомления о новых комментариях". Если нажать её, то на Вашу электронную почту будут приходить письма в случае появления новых комментариев на этой странице. То есть Вы сразу узнаете, что Вам кто-то ответил.

Additional information